Мои статьи

Упразднение денег. Часть 2. Возможна ли отмена денег?


То, что деньги, как составляющая финансового капитала неизбежно исчезнут, подобно тому, как в своё время земля перестала быть «капиталом своей эпохи», подчиняясь закону перехода количественных изменений в качественные, мы рассмотрели в прошлой части этой статьи. Теперь давайте разбираться, может ли работать экономика без денег. 


Для начала вспомним механизм формирования первого промышленного капитала. Рассмотрим простейший пример. Допустим, рабочий изготавливает за одну рабочую смену два стула. Если смена длится, например, 10 часов, то это значит, что один стул содержит 5 часов живого труда рабочего. При этом один стул рабочий изготовил для себя, затратив 5 часов необходимого труда, который идёт на поддержание его, рабочего, жизненных сил, чтобы он мог физически продолжать работать, а второй стул или ещё 5 часов составили прибавочный труд, который капиталист присваивает себе.


Это при капиталистическом способе производства, когда присваиваемый капиталистом прибавочный труд идёт на формирование капитала для развития собственных промышленных предприятий. При социалистическом же способе производства, как это было, например, в СССР, второй стул шёл в пользу государства, но об этом ниже. Казалось бы, зачем капиталисту развивать своё производство, если он итак получает даровые 5 часов труда рабочего с одной рабочей смены? Ответ банален, т.к. развивая производство, буржуа сможет присваивать себе ещё больше труда рабочего.


Для этого ему нужно вкладывать часть своего капитала в развитие научно-технического прогресса, который позволит рабочему изготавливать за одну смену уже не два стула, а три. При этом необходимый труд или зарплата рабочего, по прежнему будет составлять всего один стул, тогда как прибавочный труд, присваиваемый капиталистом составит в два раза больше – уже не один стул, как раньше, а целых два. Выгодно? Конечно, прибыль увеличилась на 100%!


В чём же секрет такой выгоды? Ответ тоже банален – увеличение доли прибавочного труда достигается за счёт увеличения производительности труда. Производительность труда – показатель эффективности труда, отображающий численное значение количества продукции за единицу времени. Есть два способа увеличить производительность труда:


- мотивировать работника на такую оптимизацию процесса своего труда, которая даст ему возможность производить большее количество продукции за единицу времени (например, стахановское движение в сталинском СССР). Способ этот эффективен в краткосрочной перспективе для резкого наращивания ресурсов, т.к. требует от работника максимального напряжения своих сил;


- автоматизация производственных процессов, позволяющая часть процессов, которые раньше выполнялись человеком, переложить «на плечи» станков, автоматов, роботов. Этот способ эффективен в течение длительного промежутка времени, т.к. ограничен только достижениями научно-технического прогресса.


Именно автоматизация производственных процессов и позволяет рабочему производить за одну смену уже не два, а три, четыре, пять и более стульев. Правда тут кроется обратная сторона медали такого повышения производительности труда – доля живого труда в одном произведённом стуле постоянно понижается, а соответственно понижается и стоимость этого стула. Другими словами, сколько бы стульев не произвёл рабочий за одну смену, доля необходимого труда всё равно будет стремиться к 50% за смену и только хитроумные махинации позволяли капиталистам понижать эту долю ниже 50%.


Например, если производительность труда рабочего увеличится вдвое, то он станет производить за смену не два, а четыре стула и, какое-то время, буржуа сможет удерживать количество необходимого труда на уровне одного стула. Но со временем, стоимость стульев снизится в два раза вследствие повышения эффективности производства и рабочий станет получать в два раза меньшую зарплату, чем раньше. Вследствие этого ему будет тяжелее поддерживать нормальный уровень своих жизненных сил и в итоге, чтобы все рабочие не вымерли, капиталист вынужден будет поднять минимальный уровень необходимого труда, хотя он и будет стремиться удерживать его на самом низком уровне.


Давайте посчитаем, что будет происходить в том случае, если автоматизация производства составит 50%, как в приведённом выше примере. Значит, в произведённых рабочим четырёх стульях будет содержаться только 50% живого труда, остальные 50% будут произведены автоматами. То есть, получаем те же два стула, один из которых остаётся у рабочего в виде заработной платы, а второй присваивается капиталистом, как прибавочная стоимость.


Но произведено было не два, а четыре стула. Это значит, что на производство двух стульев вообще не было затрачено никакого труда. То есть, они не обладают никакой стоимостью. Конечно, капиталист не станет их никому дарить бесплатно, а просто раскинет стоимость труда, затраченного на производство двух стульев, на все четыре стула, которые были произведены. Соответственно, каждый из четырёх стульев будет содержать 10/4=2,5 рабочих часов или 50% от того количества труда, которое затрачено рабочим на производство одного стула. Другими словами, один стул будет стоить в два раза дешевле, чем раньше.


Если же автоматизация производственных процессов постоянно совершенствуется, то, рано или поздно, наступит такой момент, когда доля живого труда на единицу продукции будет стремиться к нулю. Соответственно, к нулю будет стремиться и стоимость производимой продукции. Рассмотрим пример с тем же производством стульев. Если автоматизация производства составит 95%, значит, в производстве будет использовано только 5% живого труда. В пересчёте на стулья получится, что из 4 стульев, опять же, только 0,2 стула будет произведено живым трудом рабочего, остальные 3,8 произведут автоматы.



Теперь, чтобы определись, какое время живого труда будет содержаться в 0,2 стула, нужно допустить, какое количество стульев будет производиться за рабочую смену в 10 часов. Допустим, за смену будет производиться 80 стульев, тогда живого труда будет приходиться на 80*5%=4 стула. То есть, живым трудом рабочего за смену будет произведено те же 4 стула, но за счёт автоматизации производства за те же 10 часов будет произведено уже не 4, а 80 стульев. Значит, стоимость одного стула составит 10/80=0,125 часа или 7,5 минут, что в 2,5 ч/7,5 мин=20 раз дешевле, чем при автоматизации производства на 50%. Напомню, что эти расчёты чисто условны и реальные объемы производства будут другими.


Какие же последствия должны быть от увеличения автоматизации производственных процессов? Производительность труда растёт, т.к. практически напрямую зависит от автоматизации производства и, чем больше процессов автоматизировано, тем ниже человеческий фактор, а соответственно и количество брака, которое снижает производительность труда. Увеличивается количество производимой продукции и обратно пропорционально этому, снижается стоимость этой продукции. Уменьшается количество работников, занятых физическим трудом – пролетариев, а соответственно, увеличивается количество людей занятых в непроизводственной сфере.


А что происходит в реальности? Со всех сторон нам твердят, что производительность труда чрезвычайно низка. При очень высоком количестве производимой продукции, цена её почему-то не падает, а постоянно растёт. И только пролетариат, на самом деле, куда-то исчез – это факт! Здесь кроется ещё один обман капиталистов. Если раньше они скрывали, что присваивают себе часть живого труда работника, называя это прибылью или рентой, как во времена Маркса, то теперь они скрывают, что стоимость производимой продукции стремится к нулю и большинство товаров сегодня можно раздавать людям бесплатно.


Иначе, как объяснить почему в Южной Корее, промышленность которой является одной из самых автоматизированных, цена смартфона начинается от одной тысячи долларов? А объясняется это очень легко, просто капиталисты, чтобы не отказываться от своих капиталов, придумали фиктивные инструменты, позволяющие увеличивать стоимость продукции и извлекать из этого прибыль. Главным таким инструментом является реклама, которая позволяет стоимость практически бесплатного товара взвинтить до невиданных высот и, к тому же, увеличить спрос на него.


Сегодня реклама заполонила всё. Как говорят, она доносится из каждого утюга. Потому что именно реклама стала заменой живого труда, часть которого в виде прибавочного продукта раньше присваивали себе капиталисты. Чтобы проверить это, достаточно зайти в любую аптеку и сравнить стоимость анальгина с любым брендовым обезболивающим, которое постоянно рекламируют на всех каналах. Анальгин никто не рекламирует и стоит он копейки?


Всё это означает, что при установлении социалистического способа производства, подавляющее большинство производимой продукции можно будет предоставлять людям бесплатно, нужно только создать рациональную систему распределения производимых благ. А при условии, что каждый человек при социализме обязан трудиться, получается, что при максимальной автоматизации производства, количество производимых благ будет превышать количество потребляемых. Отмена же денег не позволит отдельным членам общества паразитировать за счёт чужого труда.


Вот как это может выглядеть на практике. Уже переход к социалистическому способу производства позволит одному рабочему, занятому в сфере производства, обеспечивать жизненными средствами себя и ещё одного человека, т.к. прибавочная стоимость будет идти не в карман капиталисту, а в пользу государства. А если допустить, что производство автоматизировано хотя бы на 50%, то работник, занятый в этом производстве, способен обеспечить жизненными средствами не только себя, но и ещё трёх человек, занятых в непроизводственной сфере или вообще нигде не занятых, например, пенсионеров или детей. То есть, 25% граждан, занятых в производственной сфере могут обеспечивать жизненными средствами всё население страны.


При социалистическом способе производства, когда все трудоспособные граждане обязаны работать на благо общества, автоматизация производства на 50% и выше даст колоссальный экономический эффект. При этом, если государство будет на 100% социализировано, то необходимость в деньгах пропадёт. Полная социализированность означает, что в обмен на труд, каждый гражданин на начальном этапе перехода к безденежной экономике, как минимум, получает проезд, жильё, 3-хразовое питание, бытовое обслуживание (стирка, глажка, химчистка, уборка, парикмахерские услуги, информационные услуги и пр.), образование, здравоохранение, комплекты рабочей и повседневной одежды.


В дальнейшем к этому списку поэтапно будет добавляться санаторно-курортное лечение, физкультурно-спортивные мероприятия, культмассовые мероприятия, научно-исследовательская деятельность и пр. В завершении можно сказать, что отказ от денег не только возможен, но и позволит человечеству избавиться от массы негативных социальных явлений, с которыми борются правительства практически всех цивилизованных стран. Подробнее об этом будет изложено в следующей части этой статьи.


© Заяц Стас (Л.Ш.Л.) / 4 декабря 2017 г., 8:22:17 / Допускается использование данной статьи без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора


Нет комментариев

Добавить комментарий